Краткое содержание поэмы
Мам и Тадждин — двое храбрых войнов в свите эмира Бохтана Зейн эд-Дина. Зейн эд-Дин хотя и был арабом про происхождению, но он управлял курдскими облатями. У Зейн эд-Дина были две сводные сестры — Сити и Зин. красавицы служитвщие украшением его двора.
Однажды во время празника Ноуруз Мам и Зин шутки ради переодеваются в девьчье платье и идут побродить по городу. Там они встречают двух прекрасных юношей и сразу же влюбляются в них. Влюбленные обмениваются кольцами в знак любви и расходятся. Этими юношами оказываются Сити и Зин, так же ради шутки переодевшиеся в мужскую одежду.
Прийдя домой Сити и Зин рассказывают кормилице Хейзебун о том, что с ними произошло. Кормилица пытается отговорить сестер, говоря, что женщине престало любить мужчину, а не женщину, но ее уговоры напрасны. Тогда она соглашается пойти и узнать имена девушек, которых полюбили Сити и Зин.
Она берет перстни Мама и Тадждина и идет кудеснику, которому говорит, что двое юношей полюбили двух девушек и хотят их найти. Но кудесник сразу же видит обман Хейзебун и укоряет ее. Он посылает ее переодеться в платье врачевательницы и пройтись по шахскому дворцу в поисках убитых любовью юношей. Во дворце Хейзебун находит Мама и Тадждина. Она рассказывает им о Сити и Зин, возвращает им кольца и требует вернуть кольца девушек. Тадждин возвращает кольцо Сити, но Мам отказывается вернуть кольцо Зин, уверяя, что расстанется с душою если отдаст.
Кормилица возвращается обратно и рассказывает девушкам о тех, кого они полюбили. Тогда девушки решают, что суженной Тадждина будет Сити, а суженной Мама — Зин.
Тем временем Тадждин посылает сватов к эмиру. Эмир с радостью дает согласие на брак и устраивает пышную свадьбу. В брачную ночь Тадждин и Сити заходят в опочивальню, а Мам становится у порога, чтобы не пустить никого.
После свадьбы главный везир Бекир начинает наговаривать на Мама. Дело в том, что Тадждин знатного происхождения (княжеского рода) и был сыном одного из везирей дивана, в то время как Мам — незнатного происхождения и был сыном дабира дивана (дабир — писец, секретарь и знаток придворного этикета). В результате эмир клянется, что не отдаст Зин в жены Маму.
Мам и Зин начинают страдать от разделенной любви. В один из таких дней, когда эмир отправляется на охоту, Мам прокрадывается во дворец, где у него происходит свидание с любимой. Влюбленные, поглощенные созерцанием друг друга, не замечают как возвращается эмир. В последний момент Зин, чтобы не быть скомпрометированной, залезает под верхнюю одежду Маму.
Эмир удивлен тем, что находит Мама у себя во дворце, в то время пока все предворные были с ним на охоте и спрашивает его, что он здесь делает, но Мам витиевато отвечает и Тадждин cпеша на подмогу другу объявляет его слегка помешанным.
А эмир радостный удачной охотой приглашает всех на пир. На пиру Тадждин замечает, что Мам не весел. Он спрашивает его о причинах и Мам показывает, что под верхним платьем у него скрывается Зин.
Тогда Тадждин, как одержимый, бежит домой и полный желания помочь другу поджизает свой дом. Когда же весть о том, что дом Тадждина горит распространяется по дворцу, все предворные и эмир покидают его и спешат на помощь Тадждину. После того как все покидают дворец Зин вылезает из под верхней одежды Мама и влюбленные прощаются.
В результате такого акта самопожертвования Тадждин лишается дома.
Бекир же, догадываясь о причинах появления Мама в эмирском дворце, рассказывает эмиру о своих подозрениях. Он предлагает эмиру самому узнать правду. Эмир приглашает Мама к себе и заставляет сыграть с ним партию в шахматы ставя условием. что если Мам проиграет — он ответит на любой вопрос эмира. Три раза играют эмир и Мам и три раза эмир проигрывает. Тогда Бекир предлагает эмиру пригласить Зин и посадить к ней лицом Мама. В результате Мам не может сосредоточиться с мыслями и проигрывает. Тогда эмир требует у Мама рассказать ему, кого он любит и Мам сознается, что это Зин.
В гневе эмир бросает Мама в темницу. Мам и Зин проливают море слез по поводу разлуки. Через год Тадждин видя, что эмир не собирается отпускать Мама решается на крайние меры — он призывает своих братьев Арефа и Чеко, а так же других своих последователей поднять мятеж против эмира и посылает эмиру послание, в котором требует освобождения Мама угрожая мятежом. Бекир в страхе перед восстанием предлагает эмиру освободить Мама мотивируя это тем, что непокорных воле эмира можно позднее тайно отравить.
Эмир идет к своей сестре Зин и сообщает ей, что он раскаялся и собирается выпустить Мама на свободу. Утром Зин спешит в темницу чтобы освободить Мама, но находит его там умершим. Тадждин же идет и убивает Бекира.
На похоронах Мама Зин падает на его могилу и умирает на ней. Мама и Зин хоронят рядом. На месте их молиг вырастают два дерева, верви которых переплетаются. Между же ними выростает третье колючее дерево, символизирующее Бекира.
Далее идет рассказ о том, как один праведник за свои праведные дела смог заглянуть в рай и нашел там Мам, Зин и Бекира, который охранял их. На вопрос праведника о справедливости и о том, что делает с этими праведниками злодей Бекир ему ответили, что Мам и Зин сейчас живут истинной жизнью, ибо та жизнь, что на земле лишь прелюдией. И благодаря своим страданиям на земле их любовь проявилась в большей степени. А так как виновником этих страданий был Бекир, то и он вознагражден за свои старания.